9 июня 2011 г.

Воспитательные беседы с дочерью

Вот я скоро мозги себе вывихну, чесслово...

Проблема стара. Дочь не хочет поддерживать порядок в своей комнате. Дочь не хочет слушаться. Да и вообще, в принципе, не хочет напрягаться, а хочет только развлекаться (это, между прочим, с её слов буквальная цитата). Учиться тоже не хочет. Впрочем, учёба - это вообще отдельная тема, про неё потом лучше. Вот домашние дела - это была наша сегодняшняя беседа.

И рассказала я дочери следующее (излагаю более упорядоченно и стройно, и более "взросло", наверное; ну, суть важна).
_______________________________



Вот взрослые люди. Они живут в государстве. У государства есть свод законов, которые эти взрослые люди должны выполнять. Если взрослый человек не выполняет законов, а живёт по принципу "хочу только развлекаться" - кем он становится? Правильно, гопником, бандитом, вором - кем угодно. Государство таких людей наказывает, сажает в тюрьму.

Далее. Что такое семья? Это тоже такое маленькое государство, у которого тоже есть свои маленькие, но законы. За нарушение этих законов тоже существуют наказания. Государством управляет президент, правительство, семьёй, соответственно, управляют мама и папа. И задача родителей состоит в том, чтобы научить детей жить, соблюдая законы. Сначала наши, маленькие, семейные. Чтобы это вошло в привычку. Чтобы, когда дети вырастут - они смогли жить уже во взрослом государстве, соблюдая взрослые законы.

Ещё один нюанс. Мы, будучи "правителями" в своей семье, одновременно являемся также гражданами нашего взрослого государства и обязаны подчиняться нашим взрослым законам. А один из таких взрослых законов требует научить детей соблюдать правила. А если мы этого не делаем, наше взрослое государство нас наказывает. Как? Лишает родительских прав, отбирает детей.

И смотри, что получается. Когда ты (это я к дочери обращаюсь) не слушаешься нас, не желаешь подчиняться нашим правилам - ты стараешься вынудить нас перестать соблюдать наш взрослый закон. Но если мы перестанем его соблюдать - нас накажут... (см. выше).Причём, получается, что накажут не только нас, но и тебя тоже - ты же не считаешь, что в приюте, без родителей,  жить хорошо?

//На этом месте у ребёнка сильно вытянулось лицо.Но не от страха, а от мысли в духе "блин, с такой точки я на это не додумалась смотреть"...//

Потом я сказала, что мы принуждаем её соблюдать правила не только из-за того, что соблюдаем закон и боимся наказания, но также потому, что любим её и хотим, чтобы она выросла умной, интеллигентной, доброй девушкой, чтобы ей было легко жить во взрослом государстве, чтобы она не стала тем, что называют "отбросы общества" - те самые бандиты, которые не желают подчиняться законам.

Ещё одна мысль, которую я задвинула, была о том, что в нашей жизни всё со всем взаимосвязано. Прихлопнула ты муху - какая-то птичка осталась голодной. Померла эта птичка от голода - не пообедал сокол. И т. д. В жизни людей тоже всё связано, ты не живёшь в вакууме. От тебя и к тебе тянется множество ниточек. К маме, к папе, к брату, к учителям и т. д. Эти ниточки можно дёргать по-разному. От чего-то будет приятно и радостно, от чего-то - больно. Когда ты нас не слушаешься - нам больно. Когда нам приходится тебя наказывать - нам больно. Когда тебя обижали одноклассники - тебе было больно. Получается, что наша жизнь - это целое полотно, как ткань. И от тебя зависит, каким будет твой кусочек - радостным и красивым, или драным и уродливым...

Под конец я напомнила дочери, что наши семейные законы на самом деле ещё очень маленькие, я даже их как-то писала ей на бумаге, и получилось всего лишь 10 пунктов того, что она должна делать обязательно. Мы даже считали, что за весь день эти дела займут все вместе максимум полтора часа. Максимум. Призвала в очередной раз задуматься, что же всё-таки лучше: потратить полтора часа из 14 часов бодрствования на обязательное, и потом 13 часов делать то, что приятно - либо отказаться делать обязательное и иметь весь день недовольства и ругани со стороны родителей?
__________________________________

Может быть, кому-то покажется, что сказанное мной - слишком жёстко и сурово для ребёнка? Но я исходила из следующего. Во-первых, проблема эта у нас тянется уже не первый год, и я уже почти исчерпала свою фантазию, как бы деточке объяснить, почему же нельзя жить, всё время только развлекаясь. Во-вторых, деточке всё-таки уже 9 лет, и айкью у неё совсем не идиотический, она способна всё понять и не впасть в какую-нибудь глупую фобию. В-третьих, я не считаю, что детей нужно максимально ограждать от жизненных реалий. В-четвёртых, ситуация дошла до маразматического предела: муж сейчас занимается выгребанием помойки из дочиной комнаты, помойки вплоть до буквального - спрятанные рюмки со стыренной из морозилки мороженой клубники, забытой и поросшей плесенью, спрятанная тарелка с плесневелой же овсянкой, гнилые яблоки за столом - и т. п. о_О Эт кошмар, я вам доложу... При том, что мы ходим за ней кажный Божий день и нудим - убирайся в комнате, убирайся, свинарник - это противно, это воняет, это вредно для здоровья! И наказываем, да. Это трындец. Поэтому я сочла себя в праве побыть жёсткой.

4 комментария:

  1. А мне кажется, что ты вовсе не жёстко поговорила, а нормально, так как надо.

    Я со своей тоже так пыталась, но психолог сказал, что в 4 года ещё рано аппелировать к сознанию и приводить логические доводы:)) Нам вообще посоветовали Маринку в сад водить только ради того, чтобы она хоть немного дисциплинировалась. Ибо она тоже хочет только развлекаться - хоть и мала, но уже губа не дура!)

    Проблема беспорядка, я чувствую, у нас всегда будет остро стоять. Наверное, есть дети, которые изначально склонны к наведения порядка, а есть такие, которые НЕ склонны. У меня, естественно, мог получиться только второй вариант:))

    ОтветитьУдалить
  2. Сад как источник дисциплины? Ха-ха три раза. Ходила моя и в сад, и в школу полтора года. Угу, как же. А я так и 10 лет в школу ходила - что, сильно помогло приучиться к дисциплине?? Да не смешите мои тапочки )))
    Не, тут дело в чём-то другом, другой подход нужен, именно мотивационный, то есть, чтобы дисциплина не извне была навязана, а чтобы ребёнок начал именно внутреннюю потребность в ней испытывать...
    По поводу беспорядка у меня достаточно мягкие требования вообще-то, потому что я сознаю, что личным примером нифига не учу. Но. Рабочий бардак - рабочим бардаком, а вот помойку из протухшей еды в тарелке и гнилых яблок по углам устраивать - это я не позволю и буду воевать до последнего. Потому что это уже вопрос не порядка, и тупо - здоровья.

    ОтветитьУдалить
  3. А, да, ещё чуть не забыла. Насчёт "апеллировать к сознанию". В 4 года ребёнок, между прочим, довольно много уже понимает. Знаешь, когда дети мои были в этом возрасте, мы жили все в одной комнате - и они каждый вечер (каждый! без исключений!) перед сном собирали все игрушки до одной по местам. И не было ни протестов, ни нытья, ничего. Просто спокойно брали и собирали. Меня, честно (и мягко) говоря, озадачивают такие психологи, которые считают, что в 3-4 года ребёнок - как зверушка какая-то бестолковая. Да нифига! К этому возрасту они уже не просто понимать умеют (это они и в полтора года умеют), а уже и слушаться. В полтора года, да, там волевая сфера ещё совершенно не развита. В четыре - более чем! Поверь моему банальному мамашкиному опыту, я на двоих убедилась вполне, при том, что они вообще у меня очень разные по складу характера.

    ОтветитьУдалить
  4. Да, говорится, психологов слушай, да ешь, как тот Васька из пословицы:))
    Подумала, что у моей, может быть, тоже "рабочий" беспорядок, а не "просто беспорядок". Попробуй разбери, блин!)
    Как сформировать внутреннюю мотивацию к дисциплине я, честно говоря, ума не приложу:(

    ОтветитьУдалить