9 июня 2011 г.

Про учебную мотивацию

Вот с такой любопытной проблемой мы столкнулись. Вот, буквально недавно я писала о таком диалоге с дочерью:
Я её раскритиковала, девочка взялась ныть: мол, ну не могу я делать, когда заставляют! Я возмутилась: как так, в школу ходила - тебя там ЕВа заставляла точно так же, и никаких проблем не возникало. Она мне: ну она же учитель, она работает, мы ей деньги платим!!
Сегодня спросила её: почему же всё-таки, когда ты училась в школе, то легко воспринимала, когда тебя что-то заставляли делать, и делала? В ответ услышала примерно следующее: "Ну, понимаешь, там были все чужие в классе, и мне перед ними было бы стыдно ответить неправильно, получить плохую оценку. Я бы... не знаю, что бы со мной было!" Я задала следующий вопрос:"Ну, хорошо. А вот ты сдавала аттестации и получала тройки. Тебе тоже было стыдно? Или нет?" Дочь задумалась и сказала: "Нет". Я справедливо удивилась: "Ну как же так, это ведь были чужие люди, учителя - почему же?" Дочь только плечами пожала в недоумении.

Вывод следующий. В качестве мотивации у девочки выступал соревновательный момент со сверстниками. То есть, осуждение одноклассников было мега-значимо, в то время как осуждение преподавателей=взрослых - оно вроде как привычно: на то они и взрослые, чтобы постоянно придираться.

Дальнейший логичный вывод: у ребенка нет нормальной учебной мотивации :(. И, блин, я не знаю, как её выстраивать...

Плюс к этому, у дочи есть давняя и очень сильная фишка: страх неудачи. Настолько сильный, что "лучше вобще ничё не делать, чем делать - и не получится сразу". Причём, "сразу" здесь ключевое слово. Если попробовала и сходу, с наскоку не получилось - всё, настаёт полный привет, истерика, вопли, топанье ногами, "я вобще ничо не буду делать!" и всем до свиданья...

Причём, я даже понять не могу, откуда он вырос, страх этот, потому что сроду у нас в заводе не было, чтобы за ошибки или что-то неполучившееся детей ругали. Ни-ког-да! Я знакома с этим моментом и слежу за ним всегда, уверена стопроцентно.

Как научить, как приучить относиться к трудностям как к вызову, я тоже пока не знаю.

Кое-что почитала об учебной мотивации, но пока нашла только общие слова о "выращивании себя как личности", о познавании себя как Божьего подобия и о развитии данных Богом талантов и в таком духе. Всё это опробовано в той или иной степени, и - не работает... И вообще, есть стойкое ощущение, что в 8-9 лет это и не будет работать. Вот лет в 14 - ещё может быть. К тому возрасту как раз возникает стремление к самосовершенствованию и подобным заморочкам.

А, да, есть ещё вариант - заинтересовать предметом. Хм. А это вообще реально - заинтересовать всеми предметами? И как, например, заинтересовать чистописанием?! о_О

И таки что делать сейчас???

2 комментария:

  1. "Если попробовала и сходу, с наскоку не получилось - всё, настаёт полный привет, истерика, вопли, топанье ногами, "я вообще ничо не буду делать!" и всем до свиданья"... Ага, вот и у нас такая же проблема!))
    И что с этим делать, шут его знает...

    ОтветитьУдалить
  2. Что я могу сказать... Мною были опробованы опять же беседы. Вообще, для начала стоит разобраться, почему всё бросается. Причина может быть - нежелание напрягаться в принципе, ну тупо лень. Либо это может быть страх ошибки, как у моей. Страх осуждения. Вообще говоря, есть у меня предположение, что именно садик мою дочь этим страхом "наградил". Потому что детки, сама знаешь, как любят поржать и поиздеваться, когда у кого-то что-то не получается. Видимо, это её настолько травмировало...
    На какое-то время нам помогали разъяснительные беседы о том, что такое ошибка, чем она полезна, как её использовать. Правда, действие подобной беседы было не очень долгим. Может быть, потому что негатив внутренний всё-таки слишком сильный. Может быть, я пока ещё какого-то нюанса не уловила...

    ОтветитьУдалить